Автор: Роман Морнев. Рубрики: Telepresence. Опубликовано: Июнь 10th, 2009

Что вы можете сказать о целевой аудитории потребителей решений типа Cisco Telepresence в России? Каков оценочный объем рынка таких систем в нашей стране?

 Уже сейчас понятно, что острожный прогноз,  который Cisco дала перед выпуском решения (всего 350 компаний по миру, из них только 180 в Европе) уже полностью перекрыт. Решение пользуется огромным спросом. В России я вижу достаточно большой рынок для этого решения.  Что это за рынок? На первом этапе казалось, что это действительно будут только крупные транснациональные компании, чьи офисы разбросаны по всему миру. Но прошло некоторое время и стало понятно, что Телепрезенсе это решение для всех сегментов рынка. Им интересуются даже компании, которые имеют несколько офисов по Москве. Объясняется этот интерес очень просто. Во-первых, это московские пробки. Для проведения часового совещания очень часто можно потерять 2 часа драгоценного времени руководителя, что бы добраться до места. Во-вторых, тонкий вопрос иерархии. Очень часто, равные по рангу руководители сидят в разных офисах и постоянно возникает вопрос, кто к кому едет. Очевидно, что для офисов в разных городах или странах ситуация усложняется в разы. В случае с Телепрезенсе все эти проблемы снимаются. Никуда не нужно ехать, нужно просто дойти до переговорной комнаты, нажать одну кнопку на телефоне и нужный человек оказывается рядом. Кроме того, с появлением многоточечных встреч, можно одновременно общаться со многими людьми, в разных офисах и городах.
В тоже время, продукт также актуален и для Бизнес-центров. Несколько крупных мировых игроков этого рынка уже начали активно оснащать Бизнес-центры переговорными Телепрезенсе. В ближайшее время это дойдет и до России.
Оценочный объем в абсолютных цифрах на сегодняшний момент давать достаточно сложно, но думаю можно говорить, что 30-40 компаний уже сейчас готовы приобрести это решение.

Чем, на ваш взгляд, не устраивают этих потребителей более дешевые и простые в эксплуатации групповые системы ВКС с поддержкой HD-видео и многоканального звука?

Они устраивают для решения определенного круга задач.  Сразу хочется поставить четкое разграничение понятий между системами ВКС и Телепрезенсе. Это решения абсолютно разного уровня.  ВСК могут пользоваться рабочие группы для обсуждения проектов, инженеры для обсуждения технических решений и т.д. Телепрезенсе предназначен для оперативного управления корпорацией, предприятием. Им пользуются топ-менеджеры компаний. То, что предоставляет ВКС вполне достаточно для решения определенного круга задач, но ощущения реальной встречи ВКС не дает. Очень часто именно это и нужно. Почувствовать подчиненного, увидеть реакцию партнера на деловое предложение. Мне приходилось бывать на нескольких рабочих совещаниях крупных корпораций, когда президенты в течении часа и более расспрашивали директоров филиалах о тех или иных показателях региона. И было прекрасно видно, какие вопросы директорам в удовольствие, какие ставят его в тупик, и он был бы рад на них не отвечать. Все это проявляется в мельчайших нюансах поведения. ВКС таких нюансов пока не передает.

В то время, как большинство телекоммуникационных технологий стремятся к интеграции и прозрачной совместной работе, решения Cisco Telepresence стоят отдельным островком в мире корпоративных ИТ, тк. умеют взаимодействовать только друг с другом. Не находите ли Вы в этом противоречия c основными рыночными трендами?

 Абсолютно нет.  Компания Cisco лидер рынка телекоммуникаций и очень часто она идет впереди всех остальных. Многие изобретения компании впоследствии становились стандартами на телекоммуникационном рынке. И потом не нужно забывать, что в основе  решения используются стандартные протоколы, такие как SIP для сигнализации, RTCP и RTP для голоса, H.264 HDTV для видео.  Не правильно говорить, что решение Телепрезенсе ни с чем не интегрируется. Просто на настоящий момент, в этом нет серьезной необходимости.

По какому пути должно идти, на Ваш взгляд,альнейшее развитие и совершентствование технологий телеприсутствия и традиционных корпоративных ВКС? Можно ли надеяться, что в итоге эти два мира объединятся?

На мой взгляд, со временем да.  Причем, скорее всего это произойдет за счет развития решений ВКС в сторону технологий виртуального присутствия. Думаю, со временем термин ВСК (в традиционном понимании этого слова) уйдет в небытие, останутся только решения связанные с технологий телеприсутствия.  Возможно, в каком то виде ВКС останутся на рынке домашних пользователей, где зачастую требования к качеству систем не столь велики.

Существуют ли какие-то особенности выполнения проектов по внедрению и сопровождению систем Telepresence по сравнению с традиционными ВКС-сетями?

Сложности есть, но их не много.  Все они возникают на стадии проектирования.
Первая сложность это подбор комнаты. Производитель предъявляет требования к размерам комнаты, ее геометрии, наличию окон и расположению дверей. Если процесс подбора комнаты совпадает с переездом компании в новый офис (а какое случается достаточно часто), то здесь проблем не возникает. Все помещения пустые и можно выбрать то, которое максимально удовлетворяет всем требованиям. Можно даже построить комнату специально под Телепрезенсе.
Гораздо сложнее выбрать комнату в действующем офисе. Во-первых, какие-то помещения приходится освобождать, во-вторых, большинство из них не удовлетворяют требованиям.  Приходится заниматься перепланировками: сносить стены между комнатами, что бы достичь требуемого размера, переносить двери, что бы они не попадали в зону видимости камер, заделывать окна и т.д.
Вторая сложность связана с реализацией последней мили, именно ПОСЛЕДНЕЙ мили, до точки присутствия оператора связи, а не с реализацией канала целиком. Хочется акцентировать внимание на том, что для решения Телепрезенсе НЕ ТРЕБУЕТСЯ выделенных каналов связи. Производитель рекомендует использовать технологию MPLS VPN с определенными параметрами качества сервиса (QoS). Конечно, можно использовать и выделенные каналы, но это совершенно нецелесообразно, по причине их стоимости. В случае использования технологии MPLS VPN вы платите только за трафик во время встречи. Примерная стоимость часа встречи с использованием решения Телепрезенсе составляет 200 долларов, что совсем не много для встреч подобного уровня. Относительно организации последней мили иногда действительно возникают сложности, и, к сожалению это касается по большей части только России. За границей подобных проблем не возникает. Иногда доходит до смешного, оказывается проще организовать для клиента последнюю милю в Лондоне или Дубаи, чем где-нибудь в Орске или Нефтеюганске.
Вот две основные сложности. В остальном,  при внедрении решений Телепрезенсе никаких проблем не возникает. Хочется отметить, что время запуска одной комнаты, с учетом сборки системы, тюнинга камер и настройки всех компонент составляет 2-3 дня.

Что вы можете сказать про альтернативные решения телеприсутствия от HP, Tandberg или Polycom? Могут ли они составить конкуренцию Cisco Telepresence?

Нельзя говорить, что это решения телепрезенсе. Это решения «like» телеперезенсе, решения похожие на телепрезенсе, но не создающие его. Решение от HP вообще имеет ряд серьезных ограничений, работает только в сети HP, стоит огромных денег и на Российском рынке не представлено в принципе. Насколько мне известно, это решение работает только в Америке, в нескольких корпорациях. Решения от Tandberg или Polycom более просты в установке, но они не обеспечивают того самого эффекта присутствия. Также не обеспечивается соответствующее качество изображения. Для них нет специальных требований по организации комнат. Наверное, более правильно говорить, что это высококачественные системы ВКС.

———————————————————————————————————————————————-

Неопубликованное интервью для журнала «Сети»

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Мы в социальных сетях

Читать ProITClub в TwitterЧитать ProITClub в RSSЧитать ProITClub в п&##1086;чтовой подпискеЧитать ProITClub в Живом ЖурналеЧитать ProITClub в LinkedInЧитать ProITClub в LinkedIn
Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы добавить сообщение.