Автор: Владимир Мешалкин. Рубрики: Центр обработки данных. Опубликовано: Июнь 28th, 2009

Постановка задачи:

На каких принципах и по каким правилам должна строиться консолидация информации и ИТ для того, чтобы экономить деньги российскому предприятию (уменьшать совокупную стоимость владения информационной системой предприятия)?

Определение

Консолидация информации все чаще и чаще становится приоритетной задачей для ИТ-менеджеров и владельцев предприятий, т.к. реально может помочь в решении большинства ИТ-проблем. Основная цель консолидации – снижение накладных расходов, которые несут предприятия на обеспечение поддержки, за счет концентрация бизнес-служб и технологических решений (а в ряде случаев создания новых или реорганизации старых), и, как следствие, повышение их доступности, надежности и управляемости. Если сокращение издержек незаметно сразу после консолидации, то это обязательно произойдет чуть позже из-за повышения общего уровня предоставления услуг и снижения числа возникающих отказов и простоев.

Процесс консолидации можно условно разделить на две части: бизнес и технологии. К первой относятся создание единой информационной службы, централизация ИТ-задач и четкое стратегическое управление, пересмотр или создание всевозможных стандартов и ведение баз учета изменений (CMDB), внедрение новейших методик по управлению (ITIL) и ведению проектной деятельности (PMI), возможность привлечения услуг аутсорсинга и аутстаффинга и др. Ко второй части относятся технологические решения: создание центров обработки данных, включающих в себя серверные фермы, системы хранения, передачи и резервирования данных, инженерные коммуникации, системы инвентаризации и управления ИТ-инфраструктурой, использование механизмов виртуализации серверов и хранилищ данных, внедрение терминальных решений и многих других инновационных подходов для повышения производительности и доступности бизнес-приложений. Консолидация может стать катализатором создания отсутствующих компонентов и оптимизации работы текущих для удовлетворения единой цели повышения качества услуг и снижения общей стоимости владения системой.

Реализация

Времена меняются, изменяются и подходы к стоимости компонентов и обслуживания ЦОД. Если 5-10 лет назад основной проблемой было «где взять средства на покупку нового оборудования», то сейчас, когда на смену пришли новые, более продуктивные, и в то же время менее дорогие технологии, на первое место выходит вопрос «как более оптимально обслуживать ЦОД».

Наиболее часто встречающийся сегодня ЦОД выглядит как хаотичный набор систем, закупленных в разное время, причем, как правило, каждый отдельный сервер выполняет одну возложенную на него бизнес-задачу, зачастую не используя и половины своего ресурса производительности. По разным оценкам, средняя загрузка серверов составляет около 30%. Однако, несмотря на небольшой процент использования мощностей, такое оборудование требует отнюдь не меньше времени и ресурсов на его обслуживание, что вкупе приводит к неоправданному перерасходу средств на эксплуатацию ЦОД, т.к. требует «индивидуального» подхода к каждой единице техники.

Подобная проблема определилась достаточно давно, были даже разработаны некоторые инструменты для ее решения, однако только сейчас мы можем заявить, что существуют технологии, решения и возможности для реализации всего этого на практике в масштабах всего ЦОД, а не отдельно взятых элементов.

Введя понятие «консолидированного ЦОД», мы можем говорить о едином, большом «организме», в котором наравне существуют аппаратные и программные ресурсы, происходит постоянный контроль выполнения бизнес-приложений и перераспределение мощностей в зависимости от потребностей. Для постройки такого слаженного механизма необходимо использовать как классический подход стандартизации, т.е. стремления к минимизации гетерогенности компонентов, так и новейшие технологии виртуализации, т.е. абстракции ПО от оборудования.

Стандартизация дает выигрыш в общей стоимости владения за счет минимизации и однотипности процессов обслуживания и взаимозаменяемости физических компонентов, а виртуализация позволяет гибко перераспределять используемые ресурсы между приложениями, обеспечивая балансировку загрузки, полностью использовать аппартаный ресурс производительности серверов, обеспечить централизованный механизм управления, в том числе обновления и резервного копирования.

Из практики, наиболее часто востребованным механизмом стандартизации серверов является приобретение blade-систем, позволяющее легко наращивать общую производительность ЦОД до нужного уровня, а предлагаемые сейчас на рынке средства виртуализации позволяют гибко балансировать нагрузку между этими «кирпичиками» ЦОД.

При консолидации для понимания стоимости ИТ нужно четко знать статьи расходов и те факторы, которые на них влияют. Первым шагом в оценке  стоимости является инвентаризация ИТ-ресурсов. Помощниками тут выступают системы учета программно-аппаратных средств и управления их жизненным циклом. Однако общая стоимость формируется из всех затрат на ИТ: расходов на оборудование и ПО, сопровождение систем, административных и инженерных расходов, затрат на конечных пользователей, потерь от сбоев и прочее. При планировании ИТ-бюджета учитываются как расходы на поддержание работоспособности, так и затраты на развитие ИТ. Довольно часто, вкладывая средства в новый инструментарий, неправильно оценивают реальные траты, связанные с его последующим обслуживанием и это приводит в ряде случаев к росту расходов и формированию негативного мнения от внедрения.

И если стоимость оборудования и ПО понятна, то стоимость других компонентов (например, услуг) является спорным моментом, причем важно знать не только стоимость услуги, но и иметь возможность контролировать ее качество. Эти задачи решаются введением модели предоставления ИТ-услуг (ITIL). Такой подход дает возможность оценить стоимость ИТ-услуг, контролировать качество их предоставления и управлять стоимостью, выбирая поставщика услуг. Собственный ИТ-отдел из полностью затратного подразделения переходит в сферу бизнес-подразделения с налаженной системой внутренних взаиморасчетов и стоимостью услуг.

Так как же сократить расходы и обеспечить поддержку и развитие ИТ одновременно?

Важно придерживаться определенных принципов и не впадать в крайности. Тотальная консолидация ИТ не всегда может приводить к прямым финансовым выгодам, потраченные деньги могут окупаться слишком длительное время, производительность конечных пользователей, от которых собственно и зависит бизнес компании, может быть снижена, несмотря на то, что администрирование облегчено. Золотая середина – вот правило, действующее, пожалуй, в любой сфере жизни.

 Экономя сегодня  на создании масштабируемого решения, в будущем столкнемся с дополнительными вложениями при расширении бизнеса.

 В случае меньшей стоимости услуги у стороннего поставщика, нежели у собственного ИТ, можно передать эту услугу в аутсорсинг. Выгоды от аутсорсинга в оптимизации собственных расходов на ИТ-службу, а в случае размещения услуг на инфраструктуре третьей компании (провайдера услуг) также в оптимизации расходов на собственную инфраструктуру. При использовании сторонней инфраструктуры исключается потребность в собственной, а это экономия на оборудовании, электроэнергии, площади, ПО и поддержке, исчезает необходимость содержать собственных системных администраторов. Большие траты на поддержку пользователей могут начать процесс реорганизации диспетчерской службы и выходу в работе на новый виток развития.

Высокие расходы на обслуживание множества систем можно сократить за счет централизации. Автоматизация обслуживания инфраструктуры — пример повышения эффективности, т.к. облегчает задачи администраторов  и сотрудников, сокращает временные затраты и повышает продуктивность. Реализация решений по виртуализации позволяет экономить на электроэнергии, повысить управляемость системы, снизить время восстановления, а в ряде случаев сократить расходы на лицензирование ПО.

———————————————

Часть материала была опубликована в журнале «CIO» за июль и ноябрь 2007 года, а также в журнале «Вестник Связи» в ноябре 2007 года.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Мы в социальных сетях

Читать ProITClub в TwitterЧитать ProITClub в RSSЧитать ProITClub в п&##1086;чтовой подпискеЧитать ProITClub в Живом ЖурналеЧитать ProITClub в LinkedInЧитать ProITClub в LinkedIn
Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Есть 2 коммент. к “Консолидация как определяющий фактор”

  1. Роман Морнев:

    Добавлю, что в эту концепцию (консолидация IT-ресурсов), можно добавить еще один компонент — оптимизация трафика, то, о чем писал Тарас: http://proitclub.ru/2009/06/22/wanaxx/

  2. Тарас Юшков:

    Да именно так и есть. Оптимизаторы трафика и работы приложений это вспомогательная система централизованного ЦОД, обеспечивающая снижение времени отклика приложений и сокращающая объемы передаваемого трафика. При централизации приложений увеличение требований к каналам и пропусным способностям вполне логичная вещь. «Свести на нет» эту отрицательную составляющую вполне посилам решениям, описанным в http://proitclub.ru/2009/06/22/wanaxx/

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы добавить сообщение.