Автор: Евгений Хвалев. Рубрики: Управление и мониторинг. Опубликовано: Июнь 30th, 2009

Оценка функционирования ИТ-инфраструктуры в период экономического спада является главной задачей ИТ-руководителя каждой компании. Как спрогнозировать затраты на оборудование и распределить будущие расходы в условиях дефицита свободных средств и ограниченности бюджета? Как в таких условиях информационным технологиям продолжать оставаться центральным компонентом, от качества работоспособности которых напрямую зависит устойчивость и управляемость бизнеса? Попробуем поискать решения.

Новый взгляд на ИТ

В любое время функционирование бизнес-процессов компании зависит от бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры. Обеспечение непрерывности, надежности  и безопасности доставки критических бизнес-приложений, оптимизация расходов на комплектующие, повышение производительности аппаратных мощностей, модернизация существующего оборудования и ключевых технологий являются неотъемлемой частью для успешности и конкурентоспособности компании в целом.

Тем не менее, в нынешних условиях ответственность ИТ-руководителя перед бизнесом существенно возрастает. Руководство компании в поисках ликвидных средств, сокращения бюджета и подсчета затрат определяет перед ИТ-подразделением основные проблемы, решение которых требует незамедлительного принятия мер. Со стороны бизнеса можно выделить наиболее приоритетные:

  • - Отсутствие прозрачности в работе ИТ-подразделения;
    — Отсутствие показателей деятельности ИТ-подразделения;
    — Отсутствие оценки расходов на модернизацию и эксплуатацию оборудования;
    — Непонимание причин увеличения расходов и длительности ИТ-проектов.

Для того, чтобы решить перечисленные проблемы, ИТ-инфраструктура должна рассматриваться как основа функционирования бизнес-процессов. Комплексный мониторинг сетевого оборудования, серверов,  прикладного и системного ПО,  планирование рисков и распределения финансовых средств, внедрение методологии сервисного управления позволяют перейти от технического подхода к бизнес-ориентированному. И, соответственно, представить исчерпывающую информацию о работоспособности, оценке уязвимых мест, прогнозированию расходов ИТ-подразделения топ-менеджементу компании.

Выбор методологии управления

Главной целью формализации процессов управления является достижение прозрачности в работе ИТ, а не оптимизация работы. Формализация процессов позволяет получить показатели, на основе которых производится анализ и только затем осуществляется оптимизация ресурсов.

 На рис.1 рассмотрены две методологии, применяемые при построении процессного управления: FCAPS и ITIL. Обе методологии частично совпадают и обе решают задачи получения показателей для оценки. Вместе с тем, FCAPS фокусируется только на технологическом управлении, тогда как ITIL фокусируется на сервисном управлении и оптимизации. ITIL «говорит на языке» бизнеса, выраженном в цифрах и статистике, FCAPS же на инженерном уровне показывает что происходит в инфраструктуре, когда и на что следует обратить внимание.

art1_01
Рис. 1. Методология FCAPS и ITIL

Системы мониторинга и управления реализуют методологию FCAPS, что позволяет быть в курсе всех событий, определять производительность ключевых компонент и управлять из единой точки доступными ресурсами в случае сбоев и неполадок. В зависимости от степени зрелости компании, переход к ITIL может занять продолжительное время, поэтому рекомендуемым подходом является: сначала подготовка технической базы, а затем интеграция технологической базы с процедурами процессного управления (рис.2).

 art1_02_ekh
Рис. 2. Последовательный подход
Выбор показателей оценки

Существует набор показателей, с помощью которых можно оценивать работоспособность ИТ и подсчитать затраты, используя системы мониторинга и управления. В табл.1 приведены 10 основных показателей, для удобства поделенных на качественные и количественные. Каждый показатель включает в себя набор параметров, который можно измерить и рассчитать. В будущих статьях будут подробно описаны методики оценки и алгоритмы вычисления параметров.

Таблица 1. Основные показатели оценки

Качественные Количественные

1. Информированность о проблемах.
2. Полнота диагностики и сбора данных.
3. Качество и уровень обслуживания.
4. Управляемость.
5. Надежность.

1. Затраты на простои.
2. Затраты на управление.
3. Затраты на эксплуатацию.
4. Производительность работы.
5. Себестоимость.

Качественные и количественные показатели полностью взаимосвязаны друг с другом. Например, необходимо учитывать, что время простоя сервиса может отрицательно сказываться не только на материальном убытке бизнеса, но и на недовольстве пользователей/заказчиков. И наоборот, желание повысить надежность и управляемость ресурсами будет сталкиваться с материальной оценкой программных продуктов и проектных работ. Поэтому актуальность получения, оценки и анализа как качественных, так и количественных показателей не вызывает сомнения. Достаточно вспомнить старую аксиому: «Вы не сможете управлять тем, что не оцениваете и не сможете оценить, если не собираете данные».

Выбор программного обеспечения

Рынок программного обеспечения систем управления и мониторинга представлен четырьмя крупными вендорами: HP, IBM, CA, BMC. Предлагаемые решения «четверки» обеспечивают первоначальную базу в части реализации процессных методологий и их дальнейшее постепенное развитие. В дополнении к широкому набору функциональных возможностей и спектру программного обеспечения, каждый из вендоров продвигает собственную методологию по реализации процессов управления на базе концепции ITSM.

Дополнительно следует рассмотреть продукты компаний, средства управления которых направлены на отдельные задачи автоматизации, но вместе с тем позволяющие решать точечные проблемы. Например, управление и мониторинг рабочими станциями и серверным оборудованием (продукты компаний Microsoft и Symantec) или сетевым оборудованием (продукты компаний Cisco и InfoVista).

Также следует отметить продукты, направленные на предсказание поведения инфраструктуры при различных параметрах нагрузки сетевого или серверного оборудования, вычислительной сети, баз данных. Продукты компании Compuware являются инструментом для имитационного моделирования, поиска уязвимых мест и последующего анализа полученных результатов.

При выборе поставщика продукта следует руководствоваться:

1. Возникшими задачами, требующие решения.
2. Стратегией развития ИТ-отдела.
3. Размерностью, масштабом и сложностью инфраструктуры.
4. Неоднородностью используемых операционных систем, программного и аппаратного обеспечения.
5. Интеграцией продуктов с существующей инфраструктурой.

Практика централизованного мониторинга

Мини-кейс. Продуктово-розничная компания. Центральный офис.

Проблема: Большую долю времени работы сотрудников ИТ-отдела занимает выявление проблем с оборудованием. Кроме того, разрозненность в производителях сетевого оборудования приводит к сложности управления.

Задачи:
— Повышение управляемостью сетевым оборудованием.
— Снижение времени диагностики и решения проблем.
— Повышение производительности работы персонала.

Решение:
— Внедрена система мониторинга сетевой инфраструкторой и серверным оборудованием.
— Внедрена система управления сетевым оборудованием.
— Описаны и внедрены правила корреляции событий.

  • Некоторая статистика показателей оценки:
    1. Снижение времени диагностики проблемы = 37%.
    2. Снижение времени решения проблемы = 25%.
    3. Снижение времени простоев оборудования = 28%.
    4. Повышение производительности работы персонала = 25%.
    5. Повышение уровня управляемости оборудованием = 43%.
    6. Рост уровня планирования затрат на оборудование = 17%.
    7. Рост уровня удовлетворенности работой ИТ-отдела = 15%.

Выводы: В компании не внедрено процессное управление, поэтому рост качественных показателей не большой. Вместе с тем, снижение временных показателей позволило ИТ-руководителю перераспределить ресурсы и сконцентрироваться на решении пользовательских проблем, а не на ключевом для компании оборудовании. Будущая интеграция используемых программных продуктов в единый центр управления позволит увеличить качественные показатели, повысить порог планирования и производить расчет материальных затрат.

Заключение

Техническая инфраструктура каждой компании разнообразна, возникающие проблемы неоднородны и неповторяемы, кроме того, постоянно растущие затраты на эксплуатацию, непрерывное развитие технологий и повышение требований к обеспечению SLA приводят к необходимости обеспечения как качественной, так и бесперебойной работы ключевых ИТ-сервисов.

Компания всегда будет ограничена фактором нехватки времени и ресурсов, поэтому первоочередной целью ИТ-руководителя является снижение времени простоев для обеспечения конкурентных преимуществ бизнеса на рынке. Решение задач мониторинга и управления позволяет не только ориентироваться на создание комплексного центра по диагностике, решению проблем и управлению всей инфраструктурой, но и повысить прозрачность и открытость ИТ перед бизнесом.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Мы в социальных сетях

Читать ProITClub в TwitterЧитать ProITClub в RSSЧитать ProITClub в п&##1086;чтовой подпискеЧитать ProITClub в Живом ЖурналеЧитать ProITClub в LinkedInЧитать ProITClub в LinkedIn
Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы добавить сообщение.