Автор: Владимир Мешалкин. Рубрики: Центр обработки данных. Опубликовано: Май 27th, 2011

В последние 1–1,5 года тема облачных вычислений была одной из самых  обсуждаемых специалистами в ходе мероприятий самой разного уровня и направленности. Какие основные выводы относительно настоящего и будущего облачных  технологий можно сегодня сделать? Не преждевременно ли говорить об этих технологиях в России, занявшей в начале 2010 года 80 место по уровню использования ИКТ в рейтинге Всемирного экономического форума среди 113 стран, пропустив вперед Гамбию, Мексику и Тринидад и Тобаго?

В дискуссиях родились основные показатели, характеризующие «правильное» облако. Среди прочего можно выделить адаптивность, т.е. способность быстро масштабироваться, причем, как наращивая мощность, так снижая ее для улучшения экономических показателей, динамичность, т.е. скорость адаптивности, отказоустойчивость, обеспечение конкретных показателей качества предоставляемых сервисов и методик их оценки. Самым важным принципом при этом остается понимание, что сервис – это главное. Как бы давно ни обсуждалась тематика, на сегодняшний день нет единственно правильной и универсальной облачной инфраструктуры, впрочем, как и стандартов для ее построения. Среди сегодняшних технологических проблем «облачных» инфраструктур следует отметить закрытость решений и отсутствие общих стандартов и интерфейсов, делающих невозможным прозрачную миграцию между «облачными» провайдерами, тормозящих развитие облако-ориентированного ПО. Большое внимание уделяется проблемам обеспечения необходимого уровня безопасности при хранении, обработке и передаче данных в «облаке» и возникновению юридических моментов, связанные с законодательством разных стран, например, на хранение информации. Безусловно, «облако» — технология будущего и она развивается семимильными шагами, но еще предстоит многое сделать, причем не только в технологической сфере, но и в организационной.

Каковы, на Ваш взгляд, реальные мотивы и бизнес-задачи, способные подвигнуть предприятия и компании перейти к использованию облачных технологий по моделям частных и гибридных облаков? Если возможно, приведите примеры из российской практики.

Основная потребность бизнес-подразделений, направленная в сторону ИТ, состоит в предоставлении необходимых в работе инструментов (сервисов) и обеспечение их дальнейшей бесперебойной и качественной работы. Однако, рано или поздно, каждая ИТ-система встает перед одним и тем же набором проблем, которые стандартными методами эффективно решить уже не удается. Стоит выделить возрастающую сложность обслуживания сегодняшних комплексных ИТ-систем и, как следствие, стоимость обеспечения требуемых показателей отказоустойчивости и безопасности, сложность или невозможность расширения текущей инфраструктуры, опять же приводящей к неоправданному росту стоимости обслуживания и поддержки. Одним из важных моментов в сегодняшних реалиях также является показатель скорости реакции изменения инфраструктуры (динамичности, адаптивности) в зависимости от бизнес-потребностей, т.к. жесткая конкуренция не прощает медлительности. Кроме того, оперируя терминами бизнеса, можно выделить такие пожелания, как сокращение стоимости владения, повышение показателя возврата на инвестиции, перевод капитальных трат в операционные и оплата только за реально используемые ресурсы. Совершенно понятно, что все эти задачи требуется решать комплексно и кардинально, отойдя от классической модели «лоскутной интеграции»,  используя концепцию «облаков» и применяя современные технологические и методологические наработки.

Насколько успешно складывается диалог между заказчиком и представителями компании-разработчика или системного интегратора с учетом многообразия терминологии, аспектов и уровней восприятия темы облачных технологий, а порой и излишне свободного «жонглирования» терминами? Какие особенности подготовки и реализации  проектов, связанных с внедрением облачных технологий, Вы могли бы отметить?

На сегодняшний день уже не должно оставаться недосказанности между участвующими в диалоге сторонами, т.к. терминология устоялась, основные понятия определены. Однако, слово «облако» в большинстве случаев остается лишь маркетинговым наименованием старых подходов. Если давать краткое определение «облака», то можно его сформулировать примерно как «динамически изменяемая информационная система, предоставляющая ИТ-сервисы с заданными характеристиками». Для более строго описания, а также для понимания ключевых показателей «облака» и основных компонентов модели можно воспользоваться определением, данным Национальным Институтом Стандартов и Технологий США.

Особо стоит отметить, что классические подходы к оптимизации ИТ, среди которых можно отметить перенос мощностей в ЦОД провайдера, аренду у провайдера выделенных серверов или просто передача собственной ИТ-структуры на внешний аутсорсинг не решают основных проблем, а лишь немного и не надолго оптимизируют, подводя к будущим повышенным тратам для достижения желаемых показателей. Приведенные примеры, безусловно, не являются «облачными». Главная задача трансформации ИТ состоит в переходе от поставщика инструментов для бизнеса к поставщику решений для бизнеса, сервис-ориентация, измеряемая в метриках бизнеса, предоставление необходимых услуг по запросу и высокая эластичность.

Комментарии для журнала Connect, май 2011

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Мы в социальных сетях

Читать ProITClub в TwitterЧитать ProITClub в RSSЧитать ProITClub в п&##1086;чтовой подпискеЧитать ProITClub в Живом ЖурналеЧитать ProITClub в LinkedInЧитать ProITClub в LinkedIn
Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Есть 11 коммент. к “Облака, облака…”

  1. Роман Морнев:

    Да, тема Cloud сейчас очень популярна. А насколько на твой взгляд российский рынок/российский клиент готов отдавать инфраструктуру в «облако», хотя бы частично? И есть ли примеры реально законченных проектов?

  2. Владимир Мешалкин:

    Пока «отдают инфраструктуру» в виде collocation с аутсорсингом услуг. Это назвать «облаком» нельзя.
    Однако. в секторе СМБ пользуется популярностью услуга SaaS. Среди примеров можно отметить, например, SoftCloud, а также многочисленные зарубежные ресурсы, например, Salesforce. Значимых публичных облаков, вроде Amazon, в России пока нет, хотя сейчас идет подготовка к запуску чего-то похожего на базе одного из крупных российских телеком-операторов. Поживем — увидим.

  3. Роман Морнев:

    Да, collocation это совсем не «облако». В целом, похоже Россия и в этом направлении сильно отстает от Запада…

  4. Евгений Хвалев:

    Я бы сказал, что не отстает, но пока в России действительно нет реальных бизнес-задач, которые можно перенести в облако. На зарубежных рынках сейчас идет война за музыкальные и софтовые сервисы, значит в скором будущем докатится и до нас.

  5. Роман Морнев:

    Почему нет? Самый простой пример, почта. Ее вполне можно отдавать в «облако»

  6. Владимир Мешалкин:

    Роман, почта уже и так давно в облаке — это самый яркий пример SaaS. Я в ответе указал примеры — самые яркие это почта и CRM. Подлиннее список можно посмотреть на http://www.SoftCloud.ru например

  7. Владимир Мешалкин:

    Наткнулся на просторах на такой вот очень интересный пост о чем предпочитают молчать упоминая «облачные вычисления»
    http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/127-oblachnye-servisy
    рекомендую всем для прочтения

  8. Роман Морнев:

    Моя реплика была адресована Жене, на его утверждение, что в России нет реальных бизнес-задач для «облака»

  9. opty:

    Вова, статейка интересная даже для непрофессионалов

  10. Prezzz:

    http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/127-oblachnye-servisy Тезисы в статье очень распространённые… Возможно именно из-за этого «облака» в России продвигаются медленно… На сколько я понимаю на сегодняшний день предоставление такого рода услуг не имеет чётко прописанного в законах «правила»? Точнее законодательно такие услуги не отделяются никак. А какова практика на Западе? Может быть если государство обратит внимание на данную проблему, процесс пойдёт быстрее?

  11. Роман Морнев:

    В продолжение разговора про облачные сервисы.
    Microsoft запустила облачный Office 365 в России и в мире: http://smb.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/06/29/445661

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы добавить сообщение.