Автор: Роман Подойницын. Рубрики: Беспроводные решения. Опубликовано: Июль 7th, 2011

Сегодня, когда Wi-Fi стал практически повсеместным и пробрался в самые неожиданные ниши человеческой жизни, хочется думать, что так было всегда. Однако история коммерциализации этой беспроводной технологии знает немало взлетов и падений. Знание тернистого пути из неизвестности в повсеместность поможет понять многие аспекты и особенности технологии Wi-Fi, какой мы её знаем сегодня.

В далеком 1985 году, когда рынок связи узнал слово «дерегуляция», Федеральная комиссия по коммуникациям в США (FCC) открыла часть частотного спектра для «свободного использования». Это было важное событие в истории беспроводных коммуникаций, так как до этого времени не существовало словосочетания «нелицензируемый частотный диапазон», и любое использование частот было незаконным до получения соответствующего разрешения.

Корпорация NCR (National Cash Registers), главный поставщик торгового оборудования для всея ритейлеров и розничных торговцев в США, увидела в этом событии замечательную бизнес-возможность. Ее клиенты часто обновляли конфигурацию своего торгового пространства, а стоимость перепрокладки кабеля при каждой перестановке была для них весьма существенной статьей расходов. Поэтому компания NCR стартовала исследовательский проект по созданию сетей «без кабеля» (wire-less), которые сегодня мы привыкли называть беспроводными.

Как раз в то время институт IEEE был в фаворе исследовательских проектов по разработке стандартов компьютерных сетей. Разработанные институтом первые версии спецификации IEEE 802.3, более известной простым пользователям под именем Ethernet, как раз достигли статуса утверждения. Компания NCR осознала важную роль стандартизации в успехе своей бизнес-идеи, поэтому вместе с IEEE принялась за разработку стандарта беспроводных локальных сетей под шифром 802.11.

Еще задолго до принятия стандарта компания NCR представила рынку свои разработки в области беспроводных сетей под брендом WaveLAN в 1990 году. Однако цена одного беспроводного устройства в то время составляла $1400 и была достаточно велика даже для корпоративных пользователей. Для сравнения, сетевая карта для проводного подключения в то время была дешевле примерно в 3,5 раза (около 400 долларов). Большая цена и несовместимость с другими производителями не вызвали энтузиазма у рынка.

Первая утвержденная спецификация стандарта Wireless LAN увидела свет только спустя несколько лет напряженной работы, в 1997 году. Вскоре бренд «Wireless LAN» был признан неудачным и получил в результате ребрендинга в 1999 году более благозвучное имя для коммерческого продукта – «Wi-Fi».

В уже не столь далеком от нашего времени 1997 году, уже после принятия первой версии стандарта IEEE 802.11, технология беспроводных локальных сетей все еще была нишевой, и за прошедшие с момента появления первых устройств 7 лет не преодолела барьеры массового рынка. Основные игроки рынка WLAN: Proxim, Aironet, Xircom и AT&T предлагали рынку внутрифирменные нестандартизованные продукты и пытались получить прибыль. Получалось не у всех.
В 1996 году компания AT&T выделила из своего состава непрофильные бизнесы. Так бизнес по разработке Wi-Fi стал частью компании Lucent Technologies. И на заре 1998 года состоялась много изменившая встреча Стива Джобса из Apple и Ричарда МакДжинна, главы компании Lucent. На этой встрече Стив Джобс признал Wireless LAN одним из величайших изобретений человечества и запросил у Lucent следующие условия поставки: Lucent разработает и будет продавать Apple клиентский адаптер Wi-Fi за 50$, а цена Apple для конечных потребителей составит 99$.

Однако в начале 1998 года себестоимость клиентского адаптера была выше 100$ и требовалась разработка нового поколения чипов для уменьшения его себестоимости. Кроме того, Apple не удовольствовалась доступной на той момент скоростью доступа в 2 Мбит/сек, и потребовала 11 Мбит/сек по спецификации стандарта, которая была еще в разработке и увидела свет в 1999 году. Несмотря на все сложности проекта, компании «ударили по рукам» и продукт был предложен рынку в июле 1999 года под названием Apple Airport. Точка доступа стоила для конечного пользователя 299$, а клиентский адаптер – 99$. Преодоление этого ценового рубежа стало началом эпохи массового рынка Wi-Fi оборудования.

В 2001 году Lucent отделил свой бизнес по производству чипов в компанию Agere Systems. На тот момент компания имела долю рынка 50%, а размер рынка Wi-Fi чипов оценивался уже во вполне кругленькую сумму – один миллиард долларов.

Интерес к быстрорастущему рынку Wi-Fi стали проявлять монстры компьютерного бизнеса. Компания Intel купила в 1999 году компанию Xircom. Xircom владела внушительным количество патентов, что было с успехом использовано Intel в качестве средства конкурентной борьбы. В 2003 году Wi-Fi адаптер вошел в состав чипсета Intel Centrino. Теперь каждый ноутбук на платформе Intel Centrino стал иметь Wi-Fi «на борту» по умолчанию. Это знаменательное событие было поддержано всемирной маркетинговой программой стоимостью в 300 миллионов долларов. С этого момента рынок Wi-Fi стал развиваться за счет пользовательского спроса. В самом деле, если тебе без спроса «подложили» в ноутбук возможность пользования беспроводной сетью, то почему бы ей не воспользоваться?! Что нужно для этого? Точка доступа? Заверните две!

Компания Agere Systems постепенно была вытеснена с рынка и прекратила бизнес Wi-Fi в 2004 году.

Но одних ноутбуков оказалось недостаточно. В 2003 году компании Broadcom и Phillips предложили Wi-Fi чипы, разработанные специально для мобильных телефонов. Производители сотовых телефонов начали встраивать их в свои топовые модели, но цена, время работы от батареи и сложность установки подключения для простого пользователя опять поставили большие барьеры для массового рынка.

В 2007 году снова отличилась Apple, встроив Wi-Fi в iPhone и придумав простую логику: устройство автоматически подключается к известной Wi-Fi сети, как только она будет доступна.

Apple сделала процедуру подключения к Wi-Fi до безобразия простой: введи пароль доступа к Wi-Fi сети один раз и телефон запомнит его навсегда. А когда ты вернешься в зону ее действия, телефон подключится к этой беспроводной сети автоматически. Apple пошла еще дальше, и разрешила пользование некоторыми мобильными услугами и приложениями, только в случае доступности Wi-Fi соединения. В качестве примеров таких приложений можно привести Facetime и Skype. Сегодня операторы мобильной связи могут вздохнуть свободно, поскольку трафикоемкие услуги не нагружают их перегруженные сети мобильной передачи данных. Однако в долговременной перспективе операторы вряд ли выиграют от того, что простой пользователь будет считать сети Wi-Fi намного более «способными» в сравнении с 3G/4G сетями.

Примеру Apple последовали уже и мобильные устройства на базе Android и Windows Phone 7. Таким образом, современные пользовательские мобильные устройства включают в свой состав несколько радиоинтерфейсов и становятся все более интеллектуальными, самостоятельно решая какую именно беспроводную сеть им использовать в том или ином случае. Зачастую выбором по умолчанию становится именно Wi-Fi.

В качестве заключения, немного цифр, иллюстрирующих, каким стал рынок Wi-Fi устройств сегодня. Из некогда неизвестной бизнес-идеи по «отвязыванию» оборудования розничных продавцов от проводной сети, Wi-Fi стал известным практически каждому человеку на земле. Продажи Wi-Fi оборудования в 2010 году во всем мире составили примерно 80 миллионов точек доступа и около одного миллиарда клиентских устройств. По оценкам ABI Research, к концу 2011 года общая популяция клиентских Wi-FI устройств составит порядка 5 миллиардов экземпляров. Теперь, вооружившись этими сокровенными знаниями, можете угадать, какие сети будут обслуживать растущие потребности людей в мобильной передаче данных?

Познакомившись с уже случившейся историей беспроводных сетей, Вы можете заинтересоваться будущим развитием технологии Wi-Fi.

Впервые опубликовано на блоге проекта «Свежие беспроводные идеи».

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Мы в социальных сетях

Читать ProITClub в TwitterЧитать ProITClub в RSSЧитать ProITClub в п&##1086;чтовой подпискеЧитать ProITClub в Живом ЖурналеЧитать ProITClub в LinkedInЧитать ProITClub в LinkedIn
Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы добавить сообщение.