Автор: Владимир Мешалкин. Рубрики: Центр обработки данных. Опубликовано: Январь 31st, 2012

Какие тенденции на рынке облачных технологий проявились за последний год?

2011 год дал старт ряду интересных проектов в области SaaS, появились облачные версии знакомого ПО, телеком-операторы начали предоставлять услуги на базе своих развитых сетей, собственных или арендованных ЦОД. На текущий момент бОльшая часть предложений все же лежит в области SaaS, но появились российские игроки с предложением PaaS и IaaS услуг. Важной особенностью стоит отметить окончательное принятие участниками рынка терминологии и определений, чтобы общаться между собой на одном языке, не строить лишних иллюзий, начать пробовать и извлекать для себя реальную выгоду от облачных технологий. По мнению большинства представителей компаний, самыми вероятными кандидатами на перевод в облачную среду являются системы обмена почтовыми сообщениями, организации коллективной работы, объединенные коммуникации, резервное хранение данных.

Сформировались ли на рынке какие-то рекомендации заказчикам по выбору типа облака  в зависимости от размера компании, ее специализации, ассортимента рабочих приложений и т.д.? В какое облако податься клиенту?

Все три типа облаков развиваются параллельно и предлагают компаниям различные возможности и преимущества. Публичные облака интересны прежде всего малому бизнесу, молодым компаниям, а также startup-проектам, не стремящимся или не имеющим возможности в начале своего пути вкладываться в ИТ-инфраструктуру и желающим быстро получить необходимый в работе набор инструментов. Также интерес проявляют индивидуальные пользователи для доступа к отдельным приложениям и ИТ-команды для аренды вычислительных мощностей в целях проведения тестирования. Стоит отметить перенос в публичное облако ряда некритичных сервисов компаний среднего бизнеса, не имеющих своих частных облаков и желающих сократить или перераспределить издержки.
Частные облака присущи крупным компаниям, где уже сложилась собственная ИТ-инфраструктура, прописаны процессы общения между ИТ и бизнесом, где ИТ-подразделения напрямую способствуют увеличению доходности компании, а не считаются по-старинке «затратными». Построение частного облака является для компании следующим шагом после создания виртуального ЦОД и этот шаг должен быть основательно обдуман и взвешен, чтобы почувствовать отдачу от реализации, т.к. в ряде случаев затраты могут не окупиться вовсе.
Гибридные облака, наименее охваченный кусок рынка, станут востребованы после оценки компаниями собственных частных облаков, понимании критичности и стоимости обслуживания собственных сервисов, а также готовности провайдеров услуг обеспечивать требуемый бизнесу уровень SLA. После этого часть малокритичных сервисов может быть перенесена из собственного облака в публичное или коллективное, а «бесшовная» интеграция облаков позволяет в период пиковых нагрузок заимствовать мощности из публичного облака, не прибегая к дополнительным капитальным затратам. При этом происходит постепенная трансформация зоны ответственности ИТ-департамента с технической на управленческую, когда задача сводится к организации целостности информационных потоков, а не к поддержке текущей инфраструктуры.

Основным стимулом для внедрения облачных сервисов считается возможность экономии. На каких ресурсах удается сэкономить больше всего, на каких — меньше? Какие есть еще доводы в пользу внедрения облачных сервисов?

К основным доводам в пользу применения услуг из облака следует отнести скорость предоставления работающей инфраструктуры и гибкость при ее трансформации и масштабировании, предсказуемость стоимости услуг, снижение трат на содержание собственной инфраструктуры и персонала и перевод капитальных расходов в операционные. Всегда доступны новые версии ПО, высококвалифицированный персонал, надежные инженерные коммуникации и средства защиты, включая резервное копирование, антивирусные пакеты и защиту от сетевых атак. Уровень доступности и надежности документально подтвержден договором на оказание услуг. Становится возможным получать доступ к своей инфраструктуре из любого места, что придает мобильности бизнесу.

Что мешает массовому распространению облачных технологий в России? Какие препятствия Вы считаете основными?

К основным проблемам, препятствующим глубокому проникновению облачных технологий, можно отнести высокий уровень использования пиратского ПО и двойной бухгалтерии, невозможность поставщиком услуг обеспечить необходимый уровень надежности, который складывается из всех компонентов на пути данных к заказчику и прежде всего из-за сетевой проблемы «последней мили», что наиболее ярко выражено в регионах, и постоянной зависимости от подключения к сети Интернет в случае публичного облака. Невозможность в ряде случаев сменить поставщика услуг из-за несовместимости облаков снижает конкуренцию и привязывает заказчика, что накладывает значимый психологический отпечаток. Пока открытым остается вопрос доверия своих данных поставщикам услуг как с точки зрения безопасности и возможности утечки, так и с точки зрения репутации поставщика, т.к. рынок еще достаточно молод. Интересным моментом является реакция части ИТ-персонала компаний, бойкотирующий облачные технологии, из-за боязни сокращения.
Переходу компаний к использованию облачных технологий предшествует этап принятия условий игры на поле аутсорсинга, что для большинства компаний пока является непройденным этапом. Ограниченность предлагаемых сейчас на российском рынке услуг также не способствует быстрому проникновению, только компании-энтузиасты проявляют высокую активность, остальные пока присматриваются, что дает возможность прогнозировать дальнейший всплеск активности.

Каковы Ваши прогнозы на развитие в России частных, публичных и гибридных облаков и сервисов, построенных на облачных платформах?

Российский рынок облачных вычислений с небольшим запаздыванием, но следует мировым тенденциям, т.к. в основном опирается на зарубежные технологии и практики. Это позволяет с достаточной долей вероятности делать прогнозы относительно динамики развития. По прогнозам IDC рынок облачных услуг в России достигнет к 2015 году отметки 1.2 млрд долларов, что на порядок больше текущего положения дел и показывает более чем 100% ежегодный рост.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Мы в социальных сетях

Читать ProITClub в TwitterЧитать ProITClub в RSSЧитать ProITClub в п&##1086;чтовой подпискеЧитать ProITClub в Живом ЖурналеЧитать ProITClub в LinkedInЧитать ProITClub в LinkedIn
Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы добавить сообщение.